воскресенье, 19 апреля 2020 г.

10 а


Карточка № 8  «Решение генетических задач»
У ребенка IV группа крови, а у матери – II. Может ли отец иметь I группу крови?


Карточка № 9  «Решение генетических задач»
У канареек доминантный ген определяет зеленую окраску оперения и сцеплен с полом. Оба родителя зеленые. В потомстве получены зеленый самец и коричневая самка. Каковы генотипы родителей?

Карточка № 10  «Решение генетических задач»
У кошек короткая шерсть доминирует над длинной шерстью. Длинношерстная кошка при скрещивании с короткошерстным котом принесла трех короткошерстных и двух длинношерстных котят. Определите генотипы родительских и гибридных форм.

Карточка № 11  «Решение генетических задач»
В семье, где отец болен гемофилией, а мать фенотипически здорова и  имеет благополучный генотип, родился мальчик. Какова вероятность и наличия у него гемофилии?

Карточка № 12  «Решение генетических задач»
Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормально-шерстные и полностью окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормально-шерстные. В результате анализирующего скрещивания получено 24 пятнистых ангорских, 134 полностью окрашенных ангорских, 149 пятнистых с нормальной шерстью и 20 полностью окрашенных с нормальной шерстью.
Объясните результаты скрещивания, определите, какие признаки кроликов доминируют, запишите генотипы всех названных кроликов.

Карточка № 13  «Решение генетических задач»

При скрещивании черных кур (А) с забрызгано-белыми (а) в первом поколении получаются голубые куры. Какое число составят голубые куры из 908 цыплят второго поколения? Ответ поясните.









Карточка № 1 Наследственная изменчивость. Мутации
Задание:
Приведем несколько примеров изменчивости. Определите, к каким формам изменчивости организмов они относятся. Примеры изменчивости:
1.На ферме улучшили кормление коров – молока стало больше, ухудши­ли кормление – молока стало меньше.
2.От овцематки с нормальными ногами родился один ягненок с корот­кими кривыми ногами, от которого произошла новая (анконская) порода овец.
3.На хорошо удобренной почве капуста образует крупные кочаны, на бедной почве – мелкие кочаны.
4.Ягнят воспитывали в холоде – шерсть у них стала гуще.
5.У одного растения душистого табака из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями.
6.На поле все всходы льна погибли от мороза, а одно растение выжило, как более морозостойкое.
7.У комнатной примулы один из цветков был крупнее других и имел шесть лепестков вместо пяти.
8.У собаки выработали условный рефлекс (выделение слюны на звонок),
9.На одной грядке при хорошем уходе томат дал крупные плоды, a на грядке при плохом уходе –  мелкие плоды (семена одного и того же сорта).
10.На грядке среди помидоров выросло одно растение, в цветке которого было семь лепестков вместо пяти.
11.Если плодовую мушку дрозофилу облучить рентгеновскими лучами, то у многочисленного ее потомства возникают различные изменения: у одной изменяется размер крыльев, у другой появляются щетинки, у третьей  они исчезают, может темнеть или светлеть хитиновый покров.

Карточка № 2 Селекция микроорганизмов. Биотехнология
Масса 1000 зерен диплоидной ржи (2п - 14 хромосом) сорта Стальной составляет только 28-30 г, а полиплоидной (4п -48 хромосом) ржи того же сорта – 48-50 г.
Самые высокоурожайные и сахаристые сорта сахарной свеклы, выведен­ные советскими учеными, тоже относятся к полиплоидным. Лучшие сорта хлопчатника – тоже полиплоиды.
Сравните эти данные и объясните:
а)   как влияет полиплоидия на морфологические и физиологические признаки растений;
б)   почему говорят, что «человека кормят и одевают полиплоиды».


9 классы п. 45 , пересказ.10 Б, 11 классы. Решить экологические задачи:


Карточка № 1  Потоки веществ и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.
Выберите правильные суждения:
1.Ярусное строение фитоценоза дает растениям возможность более пол­но использовать ресурсы среды.
2.Чем благоприятнее условия места обитания, тем сложнее ярусность в фитоценозе.
3.Все живые существа на Земле существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном растениями.
4.Полночленный видовой состав сообщества - основа устойчивости экосистемы.
5.Редуценты обеспечивают продуцентов водой, тем самым поддержива­ют круговорот воды.
6.Ель является видом - эдификатором (средообразователем) в широко­лиственном лесу.
7.Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами отно­сятся к гетеротрофам.
8.Отдельные звенья цепей питания называют трофическими уровнями.
9.Экосистемой называют строго определенную совокупность живых ор­ганизмов.
10. Обитатели водной толщи, живущие во взвешенном состоянии и не-
способные противостоять течениям, объединяются в особую жизненную
форму «бентос».
1
2
3
4
5
6
7
8
9









ответы




Карточка № 2
1.   Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют  _______ . Они представлены в основном видами, относящимися к      ____________миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют       __________. Они представлены видами, относящимися к       ______ и  ______. Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют    _____          . Они представлены в основном видами, относящимися к  _____ миру.
2.Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру био­ценозов? Поясните свой ответ.
3. Назовите растения, которые могут занимать место и продуцента (про­изводителя), и консумента второго порядка











Карточка № 2 Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы
Реши тест, выбирая в каждом вопросе один ответ.
1.   Можно считать, что львы и тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие:
а) поедают растительноядных животных;       б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры;       г) имеют разнообразную кормовую базу
2.   Согласно правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с каждым звеном:
а) уменьшается;                          б)       увеличивается;
в) остается неизменным;           г)         изменяется циклически.
3.   Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1%;         б)5%;              в) 10%;               г) 15%.
4.   Из приведенных ниже экосистем выберите ту, которая характеризуется
наибольшим ежегодным приростом биомассы:
а) сфагновые болота;                         б)дубравы;
в) влажные тропические леса;            г)         степи.
5.   Биопродукцией называется:
а) способ образования органического вещества; 
б)          скорость образования органического вещества;
в) форма образования органического вещества;
г) скорость видообразования.
6.   Продукцию растений (продуцентов) называют:
а) первичной;      б)  вторичной;        в)          третичной;               г)  основной.
7.   Цепи разложения начинаются с:
а) мертвого растительного опада или помета животных;     б)  живых растений;
в) редуцентов;                                           г)  паразитов и сапротрофов.
8. Растения связывают в ходе фотосинтеза в среднем около:
а) 1% энергии света;                    б)      5% энергии света;
в)          10% энергии света;                   г) 20% энергии света;
9. Цепи выедания начинаются с:
а) продуцентов;   б) консументов;    в) редуцентов;     г)   травоядных животных.
10. Наименыпим ежегодным приростом биомассы обладает такая экосистема, как:
а) березовая роща;     б) дубрава;      в) лесотундра; г) арктическая тундра.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10










Карточка № 3 Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы
Ответьте на вопросы:
1. Известно, что на каждый последующий трофический уровень перехо­дит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, на что расходуются остальные 90%.
2.Приведите примеры видов, находящихся на вершинах экологических пирамид:
3.Вес самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее новорожденных детенышей - 1 г. За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка за это время, чтобы выкормить свое по­томство. Чему равна масса растений, сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?
Карточка № 4
Ответьте на вопросы.
1.Почему все животные, выращиваемые человеком для использования в пищу, -травоядные?
2.При выращивании каких животных будут наименьшими затраты кор­ма для получения одинаковой биомассы: коров, кур или рыб.
3.Для того чтобы выжить, серой жабе необходимо съесть в день 5 г слиз­ней, вредителей сельскохозяйственных культур. На площади 1 га обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожают жабы на поло площадью 10 га за теплое время года (с мая по конец сентября, за 150 дней). Сделайте вывод о значении жаб.
Задание № 1 Саморазвитие экосистемы
Опишите (см. таблицу «Зарастание водоема»), какие изменения будут
происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли

назвать изменения в озере сукцессией? Изменяется ли при этом состав организмов?

Задание № 2 Саморазвитие экосистемы
Объясните, почему чуждые для местных экосистем виды растений произрастают, как правило, по нарушенным местам: обочинам дорог, свалки заброшенным стройкам, отвалам грунта, пороям животных, на выпасных сенокосных лугах и т.д. Почему их не встретишь в ненарушенных сообществах?
Задание № 3 Саморазвитие экосистемы
Объясните, почему чрезмерное увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя, в конечном счете, к смене сообществ.























Задача № 4 Саморазвитие экосистемы
Определите, о каком типе сукцессионных изменений идет речь в стихо­творении «Остров» Н. Епишаевой. Проведите анализ стихотворения с точки зрения новой темы.
Остров

В далеком, далеком туманном просторе
 Средь волн океанских стоял островок.
Кругом волновалось безбрежное море –
 На север, на запад, на юг, на восток.
А остров был голый и очень печальный,
На нем никогда ничего не росло.
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло.
Расти семенам ничего не мешало
(Не редкость такие еще острова),
И солнце светило, и влаги хватало,
И стала на нем пробиваться трава.
И стал этот остров красивым, зеленым,
И стали к нему подходить корабли.
Нечасто встречается в море соленом
Такой вот уютный кусочек земли.
Однажды был ветер, и море штормило,
И брызги летели до самых небес.
И к берегу старое судно прибило,
Везущее мыло, пшеницу и лес.
Итог - шесть пробоин.
Команда на Шлюпках
Спаслась, уплыла неизвестно куда,
И не было словно минут этих жутких,
Утихла вода, миновала беда...
Про остров мы все рассказали подробно,
И здесь оборвать бы истории нить,
Мо мышки из трюма приплыли на бревнах.
Приплыли и стали на острове жить.
Да кроликов пара из клетки разбитой,

Которая тоже на судне была.
Во время крушенья залезла в корыто
И тоже до острова в нем доплыла.
Так новая экосистема сложилась.
Живут-поживают и травку жуют. ...
Недолго спокойствие это продлилось:
Где жертва, там хищник всегда тут как тут.
Лисички и ласки на остров попали
(А как и на чем, не хотим объяснять.
Хотим, чтоб вы сами причину искали.
А как же без этого можно играть?!)
...На опыте знаем мы все аксиому
(Любой, даже кролик, ее подтвердит):
Где есть один хищник, там долго ль другому,
Придет, приползет, прибежит, прилетит!
И вот уже беркут туда прилетает.
Лиса или ласка, ему все равно.
А коль не поймает, так мышку задавит:
Иного природой ему не дано!
...Порядок сложился на многие годы
И не был бы, может, нарушен вовек,
Но тут появился властитель природы –
Великий, могучий... и злой человек.
И вот он наводит другие порядки –
 Он начал лисичек и ласок ловить,
Распахивать землю под поле и грядки
И ставить капканы, и кроликов бить.
Что сделает он? Неужели разрушит
Порядок, что мог закрепиться в веках
На этом кусочке оторванном суши?
Решайте! Решайте, он в ваших руках.
(Н. Епишаева)