Карточка
№ 1 Потоки веществ и энергии в экосистеме.
Продуктивность сообщества.
Выберите правильные суждения:
1.Ярусное строение фитоценоза
дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды.
2.Чем благоприятнее условия
места обитания, тем сложнее ярусность в фитоценозе.
3.Все живые существа на Земле
существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном растениями.
4.Полночленный видовой состав
сообщества - основа устойчивости экосистемы.
5.Редуценты обеспечивают
продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды.
6.Ель является видом - эдификатором
(средообразователем) в широколиственном лесу.
7.Организмы, питающиеся
готовыми органическими веществами относятся к гетеротрофам.
8.Отдельные звенья цепей
питания называют трофическими уровнями.
9.Экосистемой называют строго
определенную совокупность живых организмов.
10. Обитатели
водной толщи, живущие во взвешенном состоянии и не-
способные противостоять течениям, объединяются в особую жизненную
форму «бентос».
ответы
Карточка № 2
1. Заполните пропуски названиями
функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие
органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют _______ .
Они представлены в основном видами, относящимися к ____________миру. Организмы, потребляющие органическое
вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют __________. Они представлены видами,
относящимися к ______ и ______. Организмы, которые потребляют минеральные
соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические
вещества, называют _____ . Они представлены в основном видами,
относящимися к _____ миру.
2.Какой абиотический фактор
определяет вертикальную структуру биоценозов? Поясните свой ответ.
3. Назовите
растения, которые могут занимать место и продуцента (производителя), и
консумента второго порядка
Карточка № 2
Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы
Реши тест, выбирая в каждом вопросе один ответ.
1. Можно считать, что львы и
тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие:
а) поедают растительноядных животных; б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры; г) имеют разнообразную кормовую базу
2. Согласно
правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с
каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;
г) изменяется циклически.
3. Количество
энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от
количества энергии предыдущего уровня:
а) 1%; б)5%;
в) 10%; г) 15%.
4. Из
приведенных ниже экосистем выберите ту, которая характеризуется
наибольшим ежегодным приростом биомассы:
а) сфагновые болота; б)дубравы;
в) влажные тропические леса;
г) степи.
5. Биопродукцией называется:
а) способ образования органического вещества;
б) скорость образования органического вещества;
в) форма образования органического вещества;
г) скорость видообразования.
6. Продукцию растений (продуцентов) называют:
а) первичной; б) вторичной; в) третичной; г) основной.
7. Цепи разложения начинаются с:
а) мертвого растительного опада или помета животных; б) живых растений;
в) редуцентов; г) паразитов и сапротрофов.
8. Растения связывают в ходе фотосинтеза в среднем около:
а) 1% энергии света;
б) 5% энергии света;
в) 10% энергии света; г) 20% энергии света;
9. Цепи выедания начинаются с:
а) продуцентов; б) консументов; в) редуцентов; г) травоядных
животных.
10. Наименыпим ежегодным
приростом биомассы обладает такая экосистема, как:
а) березовая роща; б) дубрава;
в) лесотундра; г) арктическая тундра.
Карточка № 3
Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы
Ответьте на вопросы:
1. Известно, что на каждый последующий трофический
уровень переходит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, на
что расходуются остальные 90%.
2.Приведите
примеры видов, находящихся на вершинах экологических пирамид:
3.Вес
самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г. Вес каждого из двух ее
новорожденных детенышей - 1 г.
За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г. На основании правила
экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка
за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений,
сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?
Карточка № 4
Ответьте на вопросы.
1.Почему все животные,
выращиваемые человеком для использования в пищу, -травоядные?
2.При выращивании каких
животных будут наименьшими затраты корма для получения одинаковой биомассы:
коров, кур или рыб.
3.Для того чтобы выжить, серой
жабе необходимо съесть в день 5
г слизней, вредителей сельскохозяйственных культур. На
площади 1 га
обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожают жабы на поло
площадью 10 га
за теплое время года (с мая по конец сентября, за 150 дней). Сделайте вывод о
значении жаб.
Задание № 1
Саморазвитие экосистемы
Опишите
(см. таблицу «Зарастание водоема»), какие изменения будут
происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли
назвать
изменения в озере сукцессией? Изменяется ли при этом состав организмов?
Задание № 2
Саморазвитие экосистемы
Объясните,
почему чуждые для местных экосистем виды растений произрастают, как правило, по
нарушенным местам: обочинам дорог, свалки заброшенным стройкам, отвалам грунта,
пороям животных, на выпасных сенокосных лугах и т.д. Почему их не встретишь в
ненарушенных сообществах?
Задание № 3
Саморазвитие экосистемы
Объясните, почему чрезмерное
увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя, в
конечном счете, к смене сообществ.
Задача № 4
Саморазвитие экосистемы
Определите, о каком типе сукцессионных изменений идет
речь в стихотворении «Остров» Н. Епишаевой. Проведите анализ стихотворения с
точки зрения новой темы.
Остров
В далеком, далеком туманном просторе
Средь волн океанских стоял
островок.
Кругом волновалось безбрежное море –
На север, на запад, на юг, на
восток.
А остров был голый и очень печальный,
На нем никогда ничего не росло.
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло.
Расти семенам ничего не мешало
(Не редкость такие еще острова),
И солнце светило, и влаги хватало,
И стала на нем пробиваться трава.
И стал этот остров красивым, зеленым,
И стали к нему подходить корабли.
Нечасто встречается в море соленом
Такой вот уютный кусочек земли.
Однажды был ветер, и море штормило,
И брызги летели до самых небес.
И к берегу старое судно прибило,
Везущее мыло, пшеницу и лес.
Итог - шесть пробоин.
Команда на Шлюпках
Спаслась, уплыла неизвестно
куда,
И не было словно минут этих жутких,
Утихла вода, миновала беда...
Про остров мы все рассказали подробно,
И здесь оборвать бы истории нить,
Мо мышки из трюма
приплыли на бревнах.
Приплыли и стали на острове жить.
Да кроликов пара из клетки разбитой,
|
Которая тоже на судне была.
Во время крушенья
залезла в корыто
И тоже до острова
в нем доплыла.
Так новая экосистема сложилась.
Живут-поживают и травку жуют. ...
Недолго спокойствие это продлилось:
Где жертва, там хищник всегда тут как тут.
Лисички и ласки на остров попали
(А как и на чем, не хотим объяснять.
Хотим, чтоб вы сами причину искали.
А как же без этого можно играть?!)
...На опыте знаем мы все аксиому
(Любой, даже кролик, ее подтвердит):
Где есть один хищник, там долго ль другому,
Придет, приползет, прибежит, прилетит!
И вот уже беркут туда прилетает.
Лиса или ласка, ему все равно.
А коль не поймает, так мышку задавит:
Иного природой ему не дано!
...Порядок сложился на многие годы
И не был бы, может, нарушен вовек,
Но тут появился властитель природы –
Великий, могучий... и злой человек.
И вот он наводит другие порядки –
Он начал
лисичек и ласок ловить,
Распахивать землю под поле и грядки
И ставить капканы, и кроликов бить.
Что сделает он? Неужели разрушит
Порядок, что мог закрепиться в веках
На этом кусочке оторванном суши?
Решайте! Решайте, он в ваших руках.
(Н. Епишаева)
|