Карточка
№ 1 Потоки веществ и энергии в экосистеме.
Продуктивность сообщества.
Выберите правильные суждения:
1.Ярусное строение фитоценоза
дает растениям возможность более полно использовать ресурсы среды.
2.Чем благоприятнее условия
места обитания, тем сложнее ярусность в фитоценозе.
3.Все живые существа на Земле
существуют благодаря органическому веществу, созданному в основном растениями.
4.Полночленный видовой состав
сообщества - основа устойчивости экосистемы.
5.Редуценты обеспечивают
продуцентов водой, тем самым поддерживают круговорот воды.
6.Ель является видом - эдификатором
(средообразователем) в широколиственном лесу.
7.Организмы, питающиеся
готовыми органическими веществами относятся к гетеротрофам.
8.Отдельные звенья цепей
питания называют трофическими уровнями.
9.Экосистемой называют строго
определенную совокупность живых организмов.
10. Обитатели
водной толщи, живущие во взвешенном состоянии и не-
способные противостоять течениям, объединяются в особую жизненную
форму «бентос».
способные противостоять течениям, объединяются в особую жизненную
форму «бентос».
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответы
Карточка № 2
1. Заполните пропуски названиями
функциональных групп экосистемы и царств живых существ. Организмы, потребляющие
органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называют _______ .
Они представлены в основном видами, относящимися к ____________миру. Организмы, потребляющие органическое
вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют __________. Они представлены видами,
относящимися к ______ и ______. Организмы, которые потребляют минеральные
соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические
вещества, называют _____ . Они представлены в основном видами,
относящимися к _____ миру.
2.Какой абиотический фактор
определяет вертикальную структуру биоценозов? Поясните свой ответ.
3. Назовите
растения, которые могут занимать место и продуцента (производителя), и
консумента второго порядка
Карточка № 2
Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы
Реши тест, выбирая в каждом вопросе один ответ.
1. Можно считать, что львы и
тигры находятся на одном и том же трофическом уровне, потому что и те и другие:
а) поедают растительноядных животных; б) живут в сходных местообитаниях;
в) имеют примерно одинаковые размеры; г) имеют разнообразную кормовую базу
2. Согласно
правилу пирамиды чисел общее число особей, участвующих в цепях питания, с
каждым звеном:
а) уменьшается;
б) увеличивается;
в) остается неизменным;
г) изменяется циклически.
3. Количество
энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от
количества энергии предыдущего уровня:
а) 1%; б)5%;
в) 10%; г) 15%.
4. Из
приведенных ниже экосистем выберите ту, которая характеризуется
наибольшим ежегодным приростом биомассы:
наибольшим ежегодным приростом биомассы:
а) сфагновые болота; б)дубравы;
в) влажные тропические леса;
г) степи.
5. Биопродукцией называется:
а) способ образования органического вещества;
б) скорость образования органического вещества;
в) форма образования органического вещества;
г) скорость видообразования.
6. Продукцию растений (продуцентов) называют:
а) первичной; б) вторичной; в) третичной; г) основной.
7. Цепи разложения начинаются с:
а) мертвого растительного опада или помета животных; б) живых растений;
в) редуцентов; г) паразитов и сапротрофов.
8. Растения связывают в ходе фотосинтеза в среднем около:
а) 1% энергии света;
б) 5% энергии света;
в) 10% энергии света; г) 20% энергии света;
9. Цепи выедания начинаются с:
а) продуцентов; б) консументов; в) редуцентов; г) травоядных
животных.
10. Наименыпим ежегодным
приростом биомассы обладает такая экосистема, как:
а) березовая роща; б) дубрава;
в) лесотундра; г) арктическая тундра.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка № 3
Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы
Ответьте на вопросы:
1. Известно, что на каждый последующий трофический
уровень переходит примерно 10% энергии, заключенной в организме. Объясните, на
что расходуются остальные 90%.
2.Приведите
примеры видов, находящихся на вершинах экологических пирамид:
3.Вес
самки одного из видов летучих мышей, питающихся насекомыми, не превышает 5 г . Вес каждого из двух ее
новорожденных детенышей - 1 г .
За месяц выкармливания детенышей молоком вес каждого из них достигает 4,5 г . На основании правила
экологической пирамиды определите, какую массу насекомых должна потребить самка
за это время, чтобы выкормить свое потомство. Чему равна масса растений,
сохраняющаяся за счет истребления самкой растительноядных насекомых?
Карточка № 4
Ответьте на вопросы.
1.Почему все животные,
выращиваемые человеком для использования в пищу, -травоядные?
2.При выращивании каких
животных будут наименьшими затраты корма для получения одинаковой биомассы:
коров, кур или рыб.
3.Для того чтобы выжить, серой
жабе необходимо съесть в день 5
г слизней, вредителей сельскохозяйственных культур. На
площади 1 га
обитает 10 жаб. Рассчитайте массу вредителей, которых уничтожают жабы на поло
площадью 10 га
за теплое время года (с мая по конец сентября, за 150 дней). Сделайте вывод о
значении жаб.
Задание № 1
Саморазвитие экосистемы
Опишите
(см. таблицу «Зарастание водоема»), какие изменения будут
происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли
назвать изменения в озере сукцессией? Изменяется ли при этом состав организмов?
происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли
назвать изменения в озере сукцессией? Изменяется ли при этом состав организмов?
Задание № 2
Саморазвитие экосистемы
Объясните,
почему чуждые для местных экосистем виды растений произрастают, как правило, по
нарушенным местам: обочинам дорог, свалки заброшенным стройкам, отвалам грунта,
пороям животных, на выпасных сенокосных лугах и т.д. Почему их не встретишь в
ненарушенных сообществах?
Задание № 3
Саморазвитие экосистемы
Объясните, почему чрезмерное
увеличение численности слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя, в
конечном счете, к смене сообществ.
Задача № 4
Саморазвитие экосистемы
Определите, о каком типе сукцессионных изменений идет
речь в стихотворении «Остров» Н. Епишаевой. Проведите анализ стихотворения с
точки зрения новой темы.
Остров
В далеком, далеком туманном просторе
Средь волн океанских стоял
островок.
Кругом волновалось безбрежное море –
На север, на запад, на юг, на
восток.
А остров был голый и очень печальный,
На нем никогда ничего не росло.
Но раз из страны экзотической, дальней
Десяток семян на него занесло.
Расти семенам ничего не мешало
(Не редкость такие еще острова),
И солнце светило, и влаги хватало,
И стала на нем пробиваться трава.
И стал этот остров красивым, зеленым,
И стали к нему подходить корабли.
Нечасто встречается в море соленом
Такой вот уютный кусочек земли.
Однажды был ветер, и море штормило,
И брызги летели до самых небес.
И к берегу старое судно прибило,
Везущее мыло, пшеницу и лес.
Итог - шесть пробоин.
Команда на Шлюпках
Спаслась, уплыла неизвестно
куда,
И не было словно минут этих жутких,
Утихла вода, миновала беда...
Про остров мы все рассказали подробно,
И здесь оборвать бы истории нить,
Мо мышки из трюма
приплыли на бревнах.
Приплыли и стали на острове жить.
Да кроликов пара из клетки разбитой,
|
Которая тоже на судне была.
Во время крушенья
залезла в корыто
И тоже до острова
в нем доплыла.
Так новая экосистема сложилась.
Живут-поживают и травку жуют. ...
Недолго спокойствие это продлилось:
Где жертва, там хищник всегда тут как тут.
Лисички и ласки на остров попали
(А как и на чем, не хотим объяснять.
Хотим, чтоб вы сами причину искали.
А как же без этого можно играть?!)
...На опыте знаем мы все аксиому
(Любой, даже кролик, ее подтвердит):
Где есть один хищник, там долго ль другому,
Придет, приползет, прибежит, прилетит!
И вот уже беркут туда прилетает.
Лиса или ласка, ему все равно.
А коль не поймает, так мышку задавит:
Иного природой ему не дано!
...Порядок сложился на многие годы
И не был бы, может, нарушен вовек,
Но тут появился властитель природы –
Великий, могучий... и злой человек.
И вот он наводит другие порядки –
Он начал
лисичек и ласок ловить,
Распахивать землю под поле и грядки
И ставить капканы, и кроликов бить.
Что сделает он? Неужели разрушит
Порядок, что мог закрепиться в веках
На этом кусочке оторванном суши?
Решайте! Решайте, он в ваших руках.
(Н. Епишаева)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий